Адекватные медведи и неадекватные люди: о работе женщины-охотоведа в Охинском лесничестве

Путь Виктории Усовой в лесники Охи лежал через Кострому и комиссию из Йошкар-Олы.
В последнюю субботу мая в России празднуют День охотоведа. В этой профессии не встретишь случайных людей – их отпугивают многокилометровые переходы по лесному бездорожью и ночевки в одном лесу с медведями. Но для Виктории Усовой эти трудности не затмевают радостей, которые дарит ей работа. Да и похоже, что ее и вовсе привела в профессию судьба.
«Я даже и не могу вспомнить, когда эта тяга появилась. Наверно, всегда была – меня тянуло в лес. А на лесника вот чисто случайно поступила, – вспоминает Виктория. – Хотела пойти учиться на психолога, а мест уже не было. Шла мимо лесомеханического колледжа в Костроме и увидела, что идет прием заявок на обучение. Зашла, сдала экзамены на ландшафтного дизайнера.
Но 1 сентября в дизайнерах я себя не нашла, оказалась в группе лесников. Судьба, получается. Потом приехала комиссия из института в Йошкар-Оле, и я уже после колледжа целенаправленно, по велению сердца, поехала туда получать высшее лесное образование».
Еще учась в колледже, Виктория поняла, что жизнь свою свяжет именно с лесом. После института вернулась на север Сахалина. Здесь, в Эхаби, она прожила до 11 лет.
Но в Охинское лесничество оказалось попасть не так просто.
«В наше лесничество я устраивалась три раза, ходила туда с 2014 года. В 2016 пошла еще раз подать резюме и решила, что если меня сейчас не возьмут, уеду жить в Казань и не вернусь уже. И меня взяли прям в тот же день!» – рассказывает Виктория.
Трудовые будни Виктории не похожи на рабочий день в офисе:
«В период охоты, когда начинается пролет птицы, встаем мы очень рано, часам к четырем едем на «утрянку», так как район большой и, чтоб добраться к определенному месту, необходимо время.
К нашему приезду большинство охотников уже сидят в скрадках. Идем по болотистой местности, проверяем соблюдение природоохранного законодательства. Очень часто остаемся в лесу ночевать. Это мое любимое. Ничего нет лучше, чем просыпаться в тайге под треск горящих дров. Выходить умываться на ручей, вдыхая чистый, пахнущий росой воздух, слышать пенье птиц».
Но рядом с радостями в работе Виктории сосуществуют и трудности, и даже опасности:
«Например, наш район имеет массу труднодоступных мест, техника туда не доходит, приходится идти пешком по много километров. Здесь и встречи с медведями, и преодоление рек, и непредсказуемая погода, клещи, комары, не всегда адекватные граждане», – перечисляет Виктория.
Без встреч с жителями леса не обходится ни один выезд. Виктории попадались птицы, лисы, зайцы, олени.
«Наблюдать за братьями нашими меньшими очень интересно: за их повадками, кормовой базой, поведением при встрече с людьми. Каждый случай запоминающийся и яркий, истории в зимовьях никогда не заканчиваются.
Но наибольший трепет, конечно, вызывают встречи с хозяином тайги. К этому невозможно привыкнуть, и страшно всегда, особенно если есть медвежата. Таких встреч мы пытаемся избегать, но они бывают».
Пользуясь случаем, Виктория Усова еще раз напоминает, что кормить диких животных ни в коем случае нельзя: «Просто надо запомнить, что покормить животное равно убить.
Особенно это касается медвежат. Не забывайте, что маленький комочек за год вырастает в огромного опасного зверя, который придет питаться туда, где его подкармливали. Натворит бед и попадет под вынужденный отстрел. Также медведя очень привлекают отходы, используемые для удобрений. Понятно, что они нужны и без них нельзя, но закрыть доступ к отходам по силам каждому».
Этой весной одного медведя, повадившегося рыскать по дачам в районе Семиозерья, уже постигла такая участь. Но в основном Охинское лесничество занимается охраной животного мира, защитой лесов от пожаров, контролем над особо охраняемыми природными территориями.
«Охранять все это, как правило, приходится от несознательных граждан. И всегда освещаются ситуации, носящие негативный характер, но никто не говорит о том, сколько животных было спасено, сколько территорий очищено. Нашу работу не видно, но без нашей службы разница сразу стала бы ощутима», – говорит Виктория.
Отдельная очень серьезная тема для всех работников лесничества – это лесные пожары: «При возгорании в лесных массивах мы участвуем в их ликвидации. Одна искра может уничтожить целую экосистему.
Горит не только лес, горят животные, птицы, опасность также не минует и человека, горят деревни, домашний скот. Неосторожное обращение с огнем приводит к ужасающим последствиям. Поэтому необходимо всегда быть начеку, огонь – страшная и неуправляемая стихия, шутить с ней дорогого стоит».
Из разговора становится ясно, что Виктория Усова болеет за свое беспокойное хозяйство всей душой:
«В целом, профессия очень интересная, особенно если ты энтузиаст. Работу свою я очень люблю, это мое хобби, мой жизненный интерес. Мне на самом деле очень сильно повезло: работаю по профессии, и она приносит мне радость. И нахождение на природе, которая не бывает одинаковой, так что одним видом можно восхищаться вечность, и всегда новые люди, и осознание того, что приносишь пользу окружающему миру – все это очень приятно».
На вопрос, приходилось ли слышать, что охотовед – неженская профессия, Виктория с улыбкой отвечает: «Не то что приходилось, а каждый раз слышу. Отшучиваюсь в основном».

Депутаты избрали председателя Собрания и его заместителя.

Позиция управляющих компаний по этому вопросов разнится, а вот мнение юристов единодушно.

Анастасия Бугрова открывает новое направление для мужчин – на основе бокса и кикбоксинга.
