Охинский дирижер-хормейстер рассказала о своей профессии

«Нужно петь так, чтобы слушатель в зале тебе поверил».
Лариса Баринова о своей работе говорит так: «Какое счастье совпасть с профессией, с тем, что является смыслом твоей жизни, каждый день приносит истинную радость!» Каково это – учить детей петь всей душой, дирижер-хормейстер школы искусств № 1 рассказала «Сахалинскому нефтянику».
– Лариса Александровна, а вы в детстве пели в хоре? Что вспоминается?
– Свои музыкальные способности мы вместе с сестрой унаследовали от родителей. Мама играла немного на гитаре, а после освоила балалайку, с которой не расставалась по жизни. Ей были рады в любой компании, словно гармонисту. Она могла создать радостную атмосферу. Под балалайку пели и плясали.
Папа хорошо пел и танцевал. Ему предлагали остаться в ансамбле песни и танца, но он предложение отклонил. А душа пела, и он стал посещать хор. Папе доверяли солировать.
В детстве я любила петь застольные песни родителей. Это были песни из кинофильмов, которые вошли в золотой песенный фонд кинематографии. Пела в художественной самодеятельности, в школьном кружке. Мы в свое время вообще очень много пели хорошие и добрые песни и слушали классическую музыку.
Видя мое желание петь и играть на музыкальном инструменте, купили пианино. Сколько было радости и восторга! Так я стала учиться в музыкальной школе.
– Как потом выбирали профессию?
– Все мои желания и мысли были связаны только с поступлением в музыкальное училище. Мне нравилось учиться музыке. Я много музицировала, читала с листа. Помню, как учила наизусть «Полонез» Огинского, а после выступила с этим номером на встрече выпускников. Он был очень популярен в мои школьные годы. Мне не пришлось думать и выбирать профессию – она жила во мне.
Я неустанно могу говорить, что только музыка является самым сильным и эмоциональным из всех видов искусств. Она одухотворит любое искусство: будь то танец, скульптура, живопись, кино и так далее.
Свою трудовую деятельность начала в Тунгорской музыкальной школе, проработав в ней 20 лет. В настоящее время 25-й год работаю преподавателем в Охинской школе искусств № 1.
– Трудно вырастить хор? Какие этапы приходится проходить?
– Профессия дирижера-хормейстера сложная: отнимает много эмоциональных сил. Мы работаем на престиж школы. Школа придерживается традиций академического образования. Я работаю с академическими хорами.
Дети приходят с разными музыкальными данными. У каждого ребенка свой путь и время раскрытия его способностей. Нужны терпение и вера.
Мне нравится наблюдать за тем, как дети раскрываются на сцене, как радуются успехам. Каждый раз переживаешь за них гораздо больше, чем они сами. Получаешь радость от роста ребенка, коллектива.
Воспитание хористов начинается с младшего хора. Это первоклассники, делающие первые свои шаги в хоровом пении. Тут основные задачи – сформировать одноголосное звучание.
В репертуар хора первоклассников «Веселые нотки» включаю юмористический, шуточно-игровой материал. Воображение и эмоциональный настрой учеников раскрывает их творческие способности. Это помогает создать неповторимый образ произведения.
Средний хор учеников «Радость» осваивает навыки уже многоголосного пения. Дети уже должны петь так, чтобы работали голова и сердце. Поющая душа смотрит другими глазами на мир. Сознательное пение всегда вызывает большой отклик в сердцах слушателей. Первостепенной задачей хормейстера является создание атмосферы творчества, любви к хоровому пению, воспитание ответственности за певческий результат.
Специфика учебного хора в том, что ежегодно обновляется его состав. Приходится выстраивать работу с новым коллективом, создавать его заново.
Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем ведется индивидуальная работа. Для таких детей я создала вокальные ансамбли «Улыбка» и «Задоринки».
– Какие еще тонкости нужно учитывать в жизни хора?
– Очень важный момент – правильно выбрать репертуар. Он должен подходить возрасту ребят, их внутреннему миру. Я стараюсь выбирать незнакомые композиции, чтобы репертуар был свежим.
Также большое значение имеет на уроке контакт между дирижером и концертмейстером. Концертмейстер должен не только владеть техническим мастерством исполнения, но понимать руку дирижера с полувзмаха, полувзгляда, предугадывать ее, особенно в начале и в конце произведения.
Хороший концертмейстер для хора уже половина успеха! Он помогает хору охватить образ произведения и вдохновенно воплотить замысел композитора через жест дирижера. У меня в коллективах работают чудесные и отзывчивые концертмейстеры: раньше Элла Владимировна Шабунина, а теперь Алена Владимировна Цвинская. Их игра всегда отличается чуткостью и прекрасно гармонирует со звучанием хоров.
– Бывают такие моменты, когда у хора или ансамбля «не поется»? От чего это зависит? Как вам удается создавать и поддерживать нужный настрой?
– Хоровой коллектив – это живой организм. Есть много причин, когда «не поется». Даже плохая погода может сказаться на настроении учеников, их усталость, больное горло и еда. Да-да! Дети знают, что певцам нельзя есть орешки, есть сладкое, кричать и что надо беречь связки.
Если «не поется» и страдает качество звука, то переключаем детей на другой вид работы, даем пару минут отдохнуть, посмеяться, зарядиться новыми силами и желанием работать.
Настроение педагога – ребятам пример. Педагог на уроке звучит как доминантовый аккорд от начала и до конца.
На уроке я рассказываю о великом педагоге Константине Сергеевиче Станиславском, который своим ученикам говорил: «Не верю!» Я тоже применяю такой педагогический прием на репетициях хора и объясняю, что песню тоже нужно «сыграть», как это делают артисты театра. Спеть так, чтобы слушатель в зале тебе поверил. Так создается эмоциональная партитура произведения.
Это нелегкая работа. Бывало и такое, что ученики сами продолжали за мной вслух знаменитую фразу: «Не верю!»
Большую роль играет поддержка родных. Спасибо дедушкам и бабушкам, которые приводят за ручку своих внуков и внучек в музыкальную школу. Мы благодарны родителям, которые помогают и поддерживают детей доброжелательным словом, похвалой, своим присутствием на концертах школы, на лекториях для детских садов. Дети так сильно переживают отсутствие родителей на их выступлениях!
– Перед Новым годом ваши воспитанники получили дипломы лауреатов первой степени в Международном конкурсе искусств «Зимняя сказка» в Москве. Расскажите поподробнее.
– Мы принимаем участие в этом замечательном конкурсе уже два года. Конкурс заочный, поэтому мы отправляли организаторам видеозапись выступлений. Программа взята с отчетного майского концерта школы за 2022 учебный год. По традиции такие концерты музыкальная школа проводит во Дворце культуры для жителей Охи, гостей города и для родителей учеников. Слушатели благодарно принимали каждый номер. И жюри конкурса тоже высоко нас оценило.
В итоге ансамбль «Веселые нотки», хоровой коллектив «Радость» и вокалист Женя Васильев стали лауреатами первой степени в своих возрастных категориях. Благодарственные письма получили я как руководитель и концертмейстер Алена Владимировна Цвинская за поддержку и развитие творческого потенциала подрастающего поколения.
Женя Васильев был выдвинут на премию «Талантливая молодежь» и удостоен путевки во Всероссийский учебно-тренировочный центр профессионального мастерства в Анапе. Из-за неблагоприятной обстановки в стране и с целью безопасности детей было принято решение перенести поездку на другой срок.
Также по решению жюри наши коллективы и Женя награждены специальными призами – 30-процентной скидкой на участие в конкурсе в 2023 году.
– Когда вы уходите с работы домой, музыка продолжает звучать, занимать мысли?
– Да! Это какое-то колдовство! Даже во сне поешь песни нового репертуара. Они сами приходят ко мне. И не случайно, потому что и детям пришлись к сердцу. У них также поет душа. Я это знаю!
Мне нравятся слова одной известной композиции: «Новый день торопится с пробуждальной песенкой», которые стали девизом нашей работы. Жизнь хорового коллектива продолжается.

Путь Виктории Усовой в лесники Охи лежал через Кострому и комиссию из Йошкар-Олы.

Некоторые домашние животные переполошились, другие никак не среагировали на подземные толчки.

Двадцать восемь лет назад Олег Владимирович только поступил на службу в Охинский ГОВД, был стажером.
